Предыдущая запись | Следующая запись

Предыдущая часть: Велопоход по Литве (Часть 3)

Смотря из автобуса в окошко, я порадовался, что мы срезаем сейчас, а не сокращаем морскую часть - ничего особо интересного мы, похоже, не пропустили. Дорога шла через леса и поля уже на достаточном удалении от Немана. Единственное, что мне жалко было пропускать, - это региональный парк Рамбино (лит. Rambyno) и вид на Советск. Советск - это, на самом деле, древний Тильзит, именно здесь был заключён Тильзитский мир между Александром I и Наполеоном. Стоит город на противоположном берегу Немана, в Калининградской области, и отделён от Литвы мостом королевы Луизы.

Часа через два мы вылезли из автобуса в деревне Юкнайчяй (лит. Juknaičiai) с населением чуть больше тысячи человек. Пока мы распаковывали и собирали велосипеды, мимо проехал следующий автобус - он был уже с велобагажниками сзади. Затем мимо нас проехал вчерашний литовский велосипедист, который должен был быть уже в Клайпеде.

Было прохладно, пасмурно, мы с утра толком не завтракали, поэтому мы решили зайти в кафешку. Но когда мы до неё доехали, выяснилось, что она работает только с 11, а другой в деревне не было. Мы решили не ждать почти час, перекусили в парке около фонтана своими запасами, а потом поехали по маршруту:

Ночёвка у нас планировалась за Шилуте, и от Юкнайчяй до неё было прямой дорогой километров 20. Но это было бы неинтересно, поэтому по плану мы должны были сделать крюк к дельте Немана и круг по острову Русне (он мне представлялся очень интересным) - за день получалось около 70 км. И я повёл группу окольными путями...

Иногда дорога была асфальтовой, но чаще это был грейдер - это был первый неасфальтовый день похода. Сначала мы ехали от Юкнайчяй к Неману, проезжая небольшие деревеньки. Как и практичиски везде в Литве, здесь было очень много аистов:

Когда мы почти доехали до Немана, мы уперлись в грейдер, идущий параллельно реке. По левую сторону от грейдера обычна шла непроходимая лесная чаща с иногда встречающимися табличками, оповещающими, что дальше - пограничная зона и соваться туда не следует (ведь через Неман - уже Россия).

Вскоре мы подъехали к большому мосту, соединяющему остров Русне в дельте Немана с материковой частью (самый большой остров Литвы). Под мостом - рукав Немана Атмата (лит. Atmata):

Переехав мост, мы попали в городок Русне (лит. Rusnė). Здесь мы решили не задерживаться, т.к., сделав круг, мы сюда ещё вернёмся.

В Литве подавляющее большинство стогов выглядит так:

По острову проходит велосипедный маршрут, много соответствующих указателей:

Вид со смотровой площадки в сторону Немана (сама река где-то на горизонте):

Посмотрев виды, мы решили перекусить и отдохнуть:

После отдыха мы ещё накрутили километраж по дорожкам острова и, наконец, вернулись в городок Русне. Остров имеет площадь около 5 кв. км, мы умудрились накрутить по нему где-то 25 км. Кроме вида со смотровой площадки, остров особо ничем не запомнился. По карте и с воды (во время экскурсии на катере в прошлом году) он выглядел гораздо интереснее.

Хотя нет, был ещё один запоминающийся момент! В Русне мы выучили ещё одно интересное литовское слово - "valgykla". В отличие от "mokykla" (рус. "школа") оно было не только интересным, но и очень полезным для нас, а также вкусным и дешёвым - ведь это была столовая!!! В столовой мы были единственными (зато многочисленными) посетителями. На раздаче были женщины старше, чем официантки в кафешках, поэтому проблем с языком ни у кого не возникло. Мы очень сытно поели, вышло, вроде бы, рублей по 150 на человека, лишь немного дороже, чем в Бауманской столовой.

После острова мы поехали в Шилуте. Шилуте (лит. Šilutė) - самый большой (21 тыс. человек) город в дельте Немана, центр одноимённого района. Мы посмотрели город, основательно закупились продуктами и поехали к месту стоянки.

Это место ночёвки, как и все остальные, я искал по спутниковым снимкам и картам - смотрел, чтобы было подальше от населёнки, в лесу и рядом с водой. Каково же было наше радостное удивление, когда мы выехали на подготовленную к нашему визиту поляну, со столом, скамейками и навесом!

Такая поляны была весьма кстати, ведь именно в этот день у меня был День Рождения, на празднование которого я пригласил всю команду ещё вчера вечером (и все пришли! :)

Приехали мы рано - и все занялись своим делом. Юля - готовила стол (см. выше). Сергей-эколог - наводил порядок на поляне (утром он вывез большой мешок мусора):

Коля-механик - чинил велосипеды:

Лена как культуролог тайно готовила в палатке культурную программу. Периодически оттуда доносился смех и хлопки... Причем смех был явно не только Ленин))

А стоял наш лагерь вот в таком красивом месте:

После того как все дела были закончены, именинника усадили за стол, завязали глаза, а потом преподнесли вкусный торт с зажженными свечами, шарики, открытку... (глаза предварительно развязали) Это было очень здорово и приятно! Но расслабился я рано, вскоре мне завязали глаза опять и вручили коробку, заставив угадывать, что в ней. По коробке я определить не смог, с завязанными глазами вскрыл её, и в конце концов наощупь всё-таки угадал, что мне подарили классный велосипедный навигатор Garmin! Это был замечательный подарок, ведь я давно мечтал о навигаторе, но ещё не успел его купить себе сам. После торжественной церемонии мы смели со стола праздничный ужин и ещё долго пели песни под гитару.

Нам надо было напеться до конца похода, ведь это был последний день, когда мы ехали с Леной. Завтра утром мы её посадим на автобус до Вильнюса, а сами поедем дальше... Конечно, у нас останется ещё целый замечательный гитарист - Сергей, но Ленины песни лучше неё никто не споёт. Было очень жалко, что Лена не увидит в этот раз ни Балтийского моря, ни Куршской косы, но лучше посмотреть Литву хотя бы так, чем никак!

Мне очень понравился мой День Рождения в походе, спасибо большое участникам, которые сделали его для меня! Это уже второй мой День Рождения в походе (первый был на Южном Урале, в Белорецке), и это были самые запоминающиеся Дни Рождения в жизни!

День 7
С утра попытались собраться максимально быстро - ведь в 11:00 от Шилуте уже отходил Ленин автобус, а до него надо было ещё доехать и упаковать велосипед. Однако собраться быстро не удалось, поэтому первыми поехали Лена, Юля и vnuks. Мы же дособирались чуть позже и поехали в догонку:

К автостанции мы приехали одновременно с отправлением автобуса - успели только помахать Лене рукой... И мы остались всемером...

В Шилуте мы заехали в информационный центр по туризму. Такие центры есть во многих городах Литвы (на всю Литву их - 31 штука). В таких центрах можно бесплатно получить различную информацию (на разных языках), набрать карт и путеводителей, купить сувениры и открытки. Иногда в них есть ещё и компьютеры с интернетом для посетителей (в зависимости от центра - платные или бесплатные). В Шилуте такого компьютера для посетителей не оказалось, но когда мы попытались узнать, где в городе есть какое-нибудь интернет-кафе (нам надо было перекинуть треки на новый навигатор), нам предложили воспользоваться их служебным компьютером (естественно, бесплатно). Дальше я ехал уже по своему новому навигатору!

В Литве много хороших подготовленных велодорожек, но иногда знаки о наличии велодорожки стоят в странных местах. Например, это - тоже велодорожка (а на деле - грейдер с гравием - "стиральная доска"):

Скоро начались многочисленные реки (на фотографиях - Миния), каналы и пруды:

Потом мы посетили музей орнитологической станции на мысе Вянте (лит. Ventės ragas). Об экскурсии в музей (возможна и на русском языке) надо договариваться заранее.

Кроме музея на территории станции расположен старый маяк (а сейчас - смотровая площадка):

...а также множество ловушек для птиц:

Птиц ловят, изучают, окольцовывают и отпускают. В прошлый раз нам показали процесс кольцевания прямо на экскурсии, а в этот раз, к сожалению, нет.

Это - не Балтийское море, а пока ещё Куршский залив (лит. Kuršių marios)! Там, на горизонте, Куршская Коса, уже через три дня мы будем там жить.

После станции мы поехали вдоль залива в сторону Клайпеды.

На нашем пути встретилось местечко Кинтай (лит. Kintai). Ещё в Москве я через интернет (почти у каждого района, музея, заповедника есть свой официальный сайт с подробной актуальной информацией) узнал, что здесь будет проходить праздник залива (лит. marios šventė). Когда мы въехали в Кинтай, мы услышали музыку, доносящуюся с залива, и повернули туда. На берегу залива была развёрнута ярмарка, на сцене выступали различные коллективы, повсюду было много людей в народных костюмах.

Приехав, мы расположились ровно посередине большой поляны перед сценой. В этот момент на сцене что-то говорили ведущие, увидев нас, они сказали что-то типа: "А сейчас поприветствуем команду велосипедистов, которые приехали на наш праздник!". Однако сказано это было, естественно, на литовском, поэтому искупался в аплодисментах только я, остальные поняли, что это апплодируют нам, только после перевода.

На ярмарке я впервые увидел, как делают торт "Шакотис", оказалось, что это очень интересно:

В одной из палаток продавались kebabai. Мы давно видели это слово и хотели их попробовать. Kebabai были двух видов - большие и маленькие, но больше о них было ничего неизвестно (их было не видно), а спрашивать, что это такое, было как-то неприлично (т.к. это в Литве что-то повсеместное). Мы думали-думали, и решили все взять по большому kebabai. В результате оказалось, что это что-то очень похожее на шаурму, но очень вкусное! Население Кинтай - меньше тысячи человек, но по празднику этого не скажешь - на нём собралось явно больше людей, чем всё население.

После праздника залива мы, выехав из Кинтай, сначала ехали по лесу, затем проехали маленькие нефтяные качалки (никогда не думал, что в Литве добывают нефть), а затем началась дорога через поля. Местами дорога была на редкость разбитая, но виды были очень красивые:

На ночёвку мы встали на речке Миния на подъезде к Клайпеде. Когда мы проезжали её с утра, то она была широкой и судоходной, а в месте ночёвки она была совсем мелкой и переходилась в брод по пояс, правда, у неё были очень крутые берега и неудобный подход к воде.

Это был первый день за поход, который мы проехали точно по графику. Причем проехали много, в том числе и по грунтам, и приехали не поздно. Даже в мафию успели поиграть (это был первый день с мафией, дальше она была почти ежедневно).

День 8
На этот день нас был запланирован небольшой километраж (Клайпеда и окрестности), поэтому мы решили выспаться. В результате выехали в 12.

Клайпеда (лит. Klaipėda), ранее - немецкий Мемель - крупнейший порт Литвы и третий по величине город Литвы (после Вильнюса и Каунаса). Город до 1923 года принадлежал Германии, что отражается и в его архитектуре. Город вытянут вдоль Балтийского моря и Куршского залива, в границы города входит также оконечность Куршской косы, с которой основную часть города связывает паромная переправа.

В прошлом году экскурсию по Клайпеде мне замечательно провёл мой литовский друг Томас (tomasjasinskas), я надеялся, что проведу нашу группу теми же маршрутами. Но это оказалось непросто - к сожалению, мне удалось найти не всё, что он показывал.

В Клайпеде есть множество интересных нестандартных небольших памятников: целый парк со скульптурами из камня 70-х годов (на фото - велосипедист оттуда), трубочист на крыше дома, мышка, кошка, почтовые голуби на почтовом ящике около почты, вылезающий из пучины вод призрак / человек-невидимка и множество других, не менее интересных:

Но в городе есть и серьёзные памятники, например, памятник советским войнам, расположенный в парке почти в самом центре города:

Говорят, что на Праздник Моря мост, около которого стоит этот корабль вручную разводят (он действительно разводной - это видно), а корабль горожане куда-то тащат за канаты (как бурлаки):

Театр:

На фасаде здания с помощью граффити нанесена схема Старого Города:

В Клайпеде из многих мест видно два высотных здания гостиницы, вместе образующих букву "К". Наверху одного из них расположен ресторан-смотровая площадка. В прошлом годы мы поднимались наверх - но не в кафе, а просто посмотреть. Зелёная полоса - это Куршская коса, на переднем плане - залив, на заднем - море:

Вход в залив и самый конец косы (слева):

В этом году, к сожалению, ресторан наверху почему-то был закрыт, и мы наверх не попали.

Пешеходная улица с кафешками:

В одной из кафешек мы остановились и остановились надолго. Мы если много всего, но гвоздём программы стало блюдо "студенческое (на двоих)" за 17 литов (200 рублей). Это "студенческое" представляет собой целую сковородку еды (картошка с беконом, сыром, яйцом и т.д.) + тарелку с овощами. Причем размер порции действительно на двоих. Один особо голодный участник взял на одного - но смог осилить только 2/3 сковородки.

Рядом с кафе располагался супермаркет, да не обычный, а с самообслуживанием. Пока большая часть группы доедала обед, мы с завхозом, как всегда, пошли закупаться. Система самообслуживания меня поразила в этом магазине ещё год назад. Вот видео, демонстрирующее, как ею пользоваться. После набора покупок можно подъехать не к очереди в кассу, а к зоне самообслуживания. В ней находятся специальные аппараты со считывателями штрих-кодов, весами и платёжными терминалами. На самом деле, система очень хитрая, контролирует в том числе и общий вес набранных покупок (каждый товар надо класть после считывания штрих-кода в пакет, который висит на весах). После того, как все покупки обработал и оплатил - просто берёшь и выходишь. На 8 устройств для самообслуживания приходится одна девушка, которая может подсказать, что делать в случае, если возникнут вопросы; никаких охранников рядом с выходом замечено не было - возникает иллюзия полного доверия к населению. Процесс покупки в такой системе нам очень понравился, жалко, что у нас такого не водится.

Изначально после обеда мы хотели переправиться на косу, посетить морской музей и искупаться в море, а потом вернуться назад и поехать в кемпинг (один раз для разнообразия мы решили остановиться там). Но катания по городу и обед затянулись, и мы решили не кататься на пароме туда-сюда, а поехать сразу в кемпинг, перенеся музей на будущее.

В направлении кемпинга (он находится в пригороде Клайпеды - в Гируляй) идёт прекрасная велопешеходная дорожка. Пешеходов много, велосипедистов ещё больше - очень оживлённое движение:

В Гируляй нашли кемпинг, убедились, что нам места хватит, оформили проживание на ночь и поехали на море - купаться!

Вода для Балтийского моря была нормальной температуры - наверное, градусов 18-19, заход в воду - довольно мелкий, вода - почему-то не очень чистая, народу на пляже - гораздо больше, чем на Куршской косе в прошлые годы, но ощутимо меньше, чем в Крыму.

Искупавшись, мы поехали обратно в кемпинг (четырехзвездочный!):

А вот как выглядел кемпинг внутри:

Мы выбрали место подальше от въезда - вдалеке от кемперов. В кемпинге были вполне приличные туалет, душ, кухня. Главный минус этого кемпинга - близость железной дороги... Поезда (в основном, грузовые, ведь Клайпеда - порт) ходили слишком часто и громко.

В кемпинге мы в очередной раз случайно встретили знакомое семейство на велосипедах, с которым Костя сначала общался в поезде, а потом мы пересеклись в Тракае. Обсудили, кто как ездил - выяснилось, что мы срезали меньше)

На кухне кемпинга я познакомился с парой англичан. Началось с того, что они не могли открыть банку (по-моему, с кукурузой) - почти все банки в Литве, с которыми мы встречались, были приспособлены для открытия без консервного ножа, но они умудрились найти обычную. Сначала они просто попросили помощи, а потом мы разговорились. Оказалось, что они вдвоём уже несколько месяцев путешествуют на мотоцикле по Европе и снимают фильм. Фильм про счастье - как понимают его люди в разных странах. Они проехали уже Западную Европу, Скандинавию и вот сейчас ехали по Прибалтике. В Россию, к их сожалению, им попасть не удалось - оказывается, к нам сложно получить визу! Они были где-то недалеко от Мурманска, но снаружи, внутрь их не пустили. Я с ними довольно долго общался, а потом они попросили дать им интервью для их фильма. На такую тему сложно говорить и на русском, а уж тем более на иностранном, но нам было интересно, и мы согласились. К тому же раньше я ни разу не давал интервью, только брал их во время работы на Бауманском ТВ. Сначала мы попытались поотвечать на вопросы (Юля, Коля-летописец и я). Что-то получилось, но непривычка давать интервью, сложность темы и английский мешали. Затем мы позвали ещё нескольких участников нашей группы и спели англичанам 2 песни на поставленную тему: "Разговор со счастьем" из "Иван Васильевич меняет профессию" и "Нам любые дороги дороги" из "Бременских музыкантов". На мой взгляд, англичанам наши песенки понравились - спасибо нашему гитаристу Сергею!

День 9
На следующий день нам предстояла длинная дорога и много достопримечательностей: мы должны были доехать до паромной переправы, переправиться на Куршскую косу и проехать её почти до конца литовской части, попутно купаясь в море и любуясь изумительной природой косы и классными велодорожками.

По пути на переправу мы решили срезать по грунтам и поэтому на свой паром опоздали - он ушёл прямо из-под носа... Мы еще полчасика полюбовались Клайпедой и поехали на следующем - паромы ходят каждые полчаса, билеты стоят примерно как у нас поездка на метро.

Вот мы отчаливаем от материковой части Литвы - цивилизованная Клайпеда удаляется, а мы приближаемся к лесам Куршской косы...

Продолжение: Велопоход по Литве (Часть 5)

Велопоход по Литве (Оглавление)